Подборка полезной информации о лодках и не только.
С одной стороны лодки делятся по типу дна.
Самый старый и классический тип - пайольные лодки. Пайолы - это жесткий настил.
Обычно из влагостойкой фанеры, реже из алюминия, который собирается внутри накачиваемой лодки.
Плюсы - жестко ходить и стоять. Нельзя проколоть блесной.
Остальное - минусы. Тяжело собирать и разбирать. Сам по себе тяжелый.
Наиболее популярен и удобен сейчас другой тип - НДНД. Надувное Дно Низкого Давления.
По сути представляет собой надувной матрас, но тоньше и жёстче.
Основные плюсы - не нужно собирать, лёгкое, плавучее.
Минус - требует большей аккуратности в обращении. Можно проколоть.
Так же существуют многобалонное днище и НДВД - дно Высокого давления,
оно же - эирдек (airdeck - надувная палуба).
Эирдек хорош тем, что такое дно жесткое как деревянное.
Но остальное - минусы. Тяжелое, трудно ремонтируется, требует отдельный насос.
Заметно удорожает лодку.
Особняком стоят так называемые РИБы.
Это лодка имеющая не складной (а изредка и складной) жесткий корпус с надувным бортом по верху.
Все наши лодки на данный момент имеют дно НДНД.
Параллельно идет разработка линейки РИБов, возможно изготовление на заказ, но это отдельная тема.
Есть деление лодок по форме корпуса (обводам).
1. Килевая лодка. Лодка имеющая более ими менее ярко выраженный киль посередине днища.
2. Плоскодонная лодка - имеет ровное плоское дно.
3. Катамаранный тип - лодки представляющие собой отдаленное подобие двух лодок, соединенных общей палубой.
Главным преимуществом такой конфигурации является ни с чем не сравнимая устойчивость судна
и, как следствие, высокая мореходность (способность противостоять волнению сохраняя способность передвигаться с разумной скоростью).
Наши лодки относятся к последнему типу с той лишь разницей,
что технически это все-таки одна лодка, а не две,
просто вместо одного киля мы имеем два по бокам конструкции,
лодка движется на них, а палуба большей частью находится в воздухе.
Палуба в свою очередь создает дополнительный подъемный эффект как крыло,
помогая глиссированию и повышая динамику и экономичность хода лодки.
Любимый вопрос покупателей — "А выйду ли я на глиссирование на моторе в 2 лошади с тонной рыбы, другом и собакой?"
И так. Для начала — что такое глиссирование.
Глисси́рование — это движение по воде, при котором предмет удерживается
на её поверхности только за счёт скоростного напора воды, то есть он
скользит по водной глади. При выходе на глиссирование происходит резкое
уменьшение сопротивления движению. Усилие, необходимое для выхода на
глиссирование, несколько превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима.
Иными словами, способность лодки выйти на глиссирование является одним
из ключевых параметров выбора связки лодка-мотор. Ибо движение в водоизмещающем
режиме (как к примеру передвигаются весельные лодки в парке) происходит
сильно медленней и гораздо более затратно по топливу.
Стандартная формула — это примерно 27 килограммов на лошадиную силу мотора,
но у нас катамараны, и они эффективнее, так что мы можем оперировать
цифрами около 30-35 кг. на л.с.
Проще говоря, на моторе мощностью 5 лошадиных сил теоретически может глиссировать 150-175 кг.
За вычетом самой лодки и мотора - это уверенно глиссирующий один человек с рюкзачком.
На тестовых заездах у нас получилось выйти на глиссер вдвоем, но это на грани и по гладкой воде.
На моторе в 9.8-10 лс уверенно ходят 2 человека с рюкзаками, со скрипом - трое с рюкзаками.
На моторе 18 л.с. получалось глиссировать с 6 взрослыми на борту.